О Центре

Государственное бюджетное учреждение Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками, действует с 31 января 2012 года.

Центр является государственным учреждением в системе образования Республики Башкортостан и создан для оказания помощи детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В Центр принимаются несовершеннолетние в возрасте от 12 до 18 лет, нуждающиеся в психолого-медико-педагогической и медико-социальной реабилитации.

Процесс реабилитации в Центре длится от 45 дней. Центр рассчитан на 25 человек.

В центре работают 3 психолога, социальный педагог, 5 воспитателей, 2 педагога дополнительного образования, инструктор по физической культуре, методист, врач- педиатр, врач-психиатр, дневная медсестра, медсестра по лечебному массажу и 15 человек техперсонала.

В центре имеются 3 учебных кабинета, 5спальных комнат, 2 кабинета психолога, 1 кабинет социального педагога, тренажерный зал, кабинет психологической разгрузки, актовый зал, медицинский кабинет, изолятор, столовая, пришкольный участок.
Центр оснащен видеокамерой, копировальной техникой, цифровым фотоаппаратом, теле-видео-аудио техникой различных модификаций. В Центре организовано пятиразовое питание, в ежедневный рацион которого входят свежие фрукты и овощи.

Основная цель деятельности Центра комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная реабилитация несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, страдающих наркоманией и токсикоманией.

Основные задачи деятельности Центра:
Основные направления деятельности Центра:
  • комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, страдающих наркоманией и токсикоманией.
  • проведение комплекса лечебно-оздоровительных, реабилитационных мероприятий для детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, страдающих наркоманией и токсикоманией.
  • индивидуально-ориентированная и групповая психолого-педагогическая работа с детьми и подростками.
  • консультативная, профилактическая и коррекционная работа с несовершеннолетними.
  • диагностико-консультативная и коррекционно-развивающая работа с несовершеннолетними.

Реабилитационная среда

Центр строит свою реабилитационную работу по принципу «терапевтического сообщества», т.е. на принципе добровольного соблюдения участниками программы строгого режима и безусловного принятия всех правил распорядка и норм поведения. Основными ценностями Центра являются добро, доверие, ответственность и безопасность. Реабилитационная среда – это атмосфера доверия, открытости и добра с одной стороны и четкие правила и роли для всех членов сообщества (сотрудников и реабилитантов) с другой стороны. Неотъемлемыми составлявляющими реабилитационной среды являются ежедневные собрания реабилитантов (дневной и вечерний круги), правила и принципы терапевтического сообщества. Весь курс реабилитации делится на этапы. Программа центра предусматривает 6 этапов реабилитационного процесса. Начиная со второго этапа за каждым воспитанником закрепляются функциональные обязанности, которые позволяют усвоить необходимые социальные навыки и обеспечивать жизнедеятельность терапевтического сообщества.

Этапы реабилитационной программы

Цели, задачи и результаты программы на каждом этапе:

1 этап. Гость.

Продолжительность этапа 1 неделя.
Цели:

Задачи:

  • знакомство с Центром и изучение его правил;
  • осознание зависимости и её последствий (на соматическом и психическом уровнях, социальных отношениях и учебе);
  • развитие умений и навыков:
  • 1.вхождения в группу и предъявления себя в группе социально приемлемым способом.
    2.принятия обратной связи от окружающих.
    3.нахождения позитивных качеств в других людях.
    4.принятия решения.

Результаты:

На этапе «гостя» подросток включается в учебно-трудовую деятельность, строит отношения с участниками программы, присматривается к жизни Центра и определяется в принятии решения о включении в программу.

2 этап. Новичок

Продолжительность этапа: 2 недели.
Цели:

Задачи:

  • развитие умений и навыков:
    - адаптирования и интегрирования в группе;
    - соблюдения правил и принципов Центра;
    - самосознания;
    - самоанализа;
    - самодисциплины;
    - высказывания своего мнения;
    - рефлексии;
    - выражение своих чувств на вербальном уровне;
    - адекватного восприятия обратной связи от окружающих;
    - опознавания связи между собственным поведением и реакцией других людей на это поведение;
    - контроля своих чувств и выражения их в социально приемлемой форме;
    - осознания связи между своим эмоциональным состоянием и влечением к ПАВ;
    - принятия поддержки от группы;
    - самообслуживания.

Результаты:

На данном этапе участники программы формируют жизненные навыки, учатся продуктивно коммуницировать, рефлексировать и управлять своими эмоциями.

3 этап. Житель дома

Продолжительность этапа: 2 недели.
Цели:

Задачи:

Результаты:

На этом этапе участники программы обучаются различным социальным навыкам, умению отказываться от предложения употребления ПАВ, способности отстаивать свою позицию, персональные психологические границы и поддерживать дружеские связи.

4 этап. Опекун

Продолжительность этапа: 2 недели
Цели:

  • развитие чувства ответственности за общее дело и окружающих;
  • изменение отношений в семье;
  • совершенствование системы ценностей.

Задачи:
- развитие умений и навыков;
- оказания помощи;
- адекватного восприятия обратной связи, как положительной, так и отрицательной;
- организации и управления;
- тесного сотрудничества с психологами и воспитателями в вопросах организации внутренней жизни и порядка Центра;
- помощи новичкам в формировании мотивации на реабилитацию;
- осознания возможных решений проблем в семейных отношениях;
- самоподдержки и взаимоподдержки.

Результаты:

На данном этапе участники программы являются уже носителями здорового жизненного стиля, высоко-функциональных стратегий поведения и личностных ресурсов. Они ответственны, самостоятельны и готовы оказывать поддержку.

5 этап. Выпускник

Продолжительность этапа: 1 неделя.
Цели:

Задачи:
  • развитие умения:
    - анализирования и систематизирования информации, опираясь на приобретенную систему ценностей для определения путей разрешения различных вопросов;
    - прогнозирования ситуации и возможных последствий; креативного решения проблемных ситуаций; формирования позитивных целей в жизни.
  • подготовка и реализация творческого проекта, основанного на приобретенной системе ценностей, соответствующего собственным интересам и способностям.
Результаты:

На этапе «выпускника» у участников программы уже практически сформирована приемлемая система ценностей и навыки и умения использовать альтернативные ПАВ способы получения радости и удовольствия, осознанное понимание имеющихся личностных ресурсов, стратегий поведения по выходу из программы.

Принципы и правила Центра

Во время пребывания в Центре участник программы обязуется соблюдать:

1.Принцип «ответственности за безопасность реабилитационной среды»:
  • Не употреблять и не хранить алкоголь, наркотики и другие химические вещества, способные вызвать состояние опьянения и эйфорию.
  • Не курить.
  • Каждый член ТС обязан проинформировать Круг или дежурного психолога или воспитателя о замеченных у других участников программы: неадекватном поведении, плохом самочувствии, объявленном (различном способом) желании покинуть Центр, нелегальной корреспонденции, нарушении принципов и правил и т.д.
  • Употреблять лекарственные препараты (в том числе прописанные до по-ступления) только по назначению врача Центра в процедурном кабинете.
  • Не употреблять жевательную резинку, а также продукты питания, нейтрализующие или ликвидирующие запах сигарет и алкоголя.
  • Не приносить еду в комнаты. Прием пищи должен происходить только в столовой, в предусмотренное для этого время.
  • Не иметь при себе и не хранить никакого оружия, режущие и колющие предметы.
  • Не нарушать конфиденциальности пребывания в Центре других участников программы.
  • Не иметь при себе индивидуальных средств связи (радиотелефонов, пейджеров и т.п.), а также наличных денег, ценных вещей, аудио- и видеотехники.
  • Не покидать территорию Центра без сопровождения и разрешения дежурного сотрудника или Совета.
2.Принцип сексуальной абстиненции.
  • Не вступать в сексуальные отношения.
  • Не заходить в секции и душевые комнаты участников программы противоположного пола.
  • Не мешать отдыху участников программы и не заходить в другие комнаты после отбоя.
3.Принцип отказа от агрессии.
  • Не допускать физической агрессии, насилия и подстрекания к агрессии других.
  • Запрещается использовать угрозы, нецензурные выражения и провокации.
4. Принцип «отказа от наркотического прошлого».

5. Принцип подчинения.
6. Принцип активности.
  • Соблюдать распорядок дня и в обязательном порядке посещать все реабилитационные мероприятия, предусмотренные Программой реабилитации. Освобождение от занятий допускается только по медицинским показаниям с письменного разрешения врача.
  • Стараться быть готовым помочь другим участникам реабилитационной про-граммы, оказать поддержку, и подбодрить. Лозунг – «помогая другим, помогаешь себе».
  • Брать на себя ответственность за различные стороны жизнедеятельности Центра. •Активно участвовать во встречах и обсуждениях, которые касаются каждого жителя Центра.
  • Стараться, чтобы участие в жизни Центра было творческим, полным инициативы и успеха.
  • Соблюдать правило бережного отношения к материальным ценностям.
  • Беречь предметы повседневного использования, заботиться об общем имуществе и не позволять уничтожать или разрушать его.
В случае невыполнения вышеуказанных принципов Совет, в каждом конкретном случае, решает вопрос о последствиях, вплоть до исключения из Центра. Принципы и правила являются обязательными для всех. Хотя освоение основных правил должно происходить в начале реабилитации, работа над соблюдением правил и принципов проводится в течении всего реабилитационного процесса. Разъяснение правил происходит как на Круге, так на групповых занятиях и в рамках индивидуальных консультаций. За освоение правил на начальных ступенях отвечает не только реабилитант, но и его «опекун». В сложных случаях, Круг или Совет может назначить дополнительных опекунов из числа реабилитантов и сотрудников.

Психологическая составляющая:

Диагностирование психического уровня развития и отклонения в поведении ребенка. Проведение индивидуальных и групповых занятий с психологом, релаксация, арт-терапия, тренинги, сказкотерапия и др. Осуществление психокоррекционной и психопрофилактической работы с детьми Центра. По обращениям родителей (законных представителей), ано-нимное консультирование детей с целью снятия стресса и психологического диагностирования. Психологический компонент программы содержит разные способы интервенции и влияния на реабилитанта. Только разноплановая, индивидуально распланированная работа может обеспечить ожидаемый результат. К значимым психологическим компонентам программы относятся следующие мероприятия.

«Круг» (собрание участников реабилитации).
На нем обсуждаются все текущие проблемы, решаются организационные вопросы, разбираются претензии участников программы друг к другу и конфликты, даётся обратная связь. «Круг» (утренний, дневной и вечерний) проводятся ежедневно совместно психологами и воспитателями и учат детей выражать свои чувства и мысли, конструктивно решать конфликты, планировать время. Такое собрание создает чувство единения со всем сообществом.
Малая группа. Это одна из форм групповой психокоррекционной работы. Каждый психолог ведет свою малую группу. Число участников – от 5 до 10 человек. Малая группа работает по программе, а так же отзывается на актуальные потребности группы. Программа занятий малых групп содержит такие темы, как: зависимость, самовыражение, профилактика срывов, умения конструктивной коммуникации, умения поддерживать отношения, оказывать и принимать помощь и т.п.
Тренинги. Развивают у участников программы навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе, формируют способность конструктивного общения с социальным окружением.

Индивидуальные консультации. Психолог проводит индивидуальные консультации с участниками программы своей группы не мене 2-х раз в неделю на 2 начальных этапах, и 1 раз в неделю на последующих этапах. Одна из основных трудностей проведения индивидуальных занятий – это отсутствие мотивации на их посещение, установочное негативное отношение к взрослому. В связи с этим, на начальном этапе работы с подростком устанавливается контакт, заполняется его история жизни, делается все, чтобы выстроить доверительные отношения и сформировать интерес к своей личности и создавшейся жизненной ситуации. И только после этого, вместе с подростком вырабатывается индивидуальный план реабилитации, где описываются его основные трудности и способы их решения. Только после того, как у ребенка с психологом возникнут доверительные отношения, после того, как он сам осознает пользу от индивидуальных занятий, подросток начинает испытывать потребность в общении с психологом и можно работать над решением поставленных задач.

Медицинская составляющая

Медицинская помощь программы включает:
  • обязательный осмотр вновь прибывших подростков;
  • проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;
  • динамическое наблюдение за поведением подростков, выявление при-знаков диссимуляции и аггравации;
  • проведение поэтапного лечения (лечение осложнений, вызванных дли-тельным злоупотреблением ПАВ, подавление влечения);
  • лечебный массаж;
  • проведение профилактических бесед;
  • контроль за физическим развитием подростков;
  • контроль за санитарным состоянием Центра, пищеблока.

Общеобразовательная составляющая

Образовательный процесс осуществляется через вариационные, индивидуально подобранные программы, разработанные и реализуемые Центром на основе базовых программ общеобразовательной школы в зависимости от психосоматического состояния воспитанника. Начальные этапы коррекции проводятся в форме индивидуальных занятий.

Несовершеннолетние, включаемые в программу реабилитации, имеют не только стойкую социальную, но и школьную дезадаптацию. Это факты академической неуспеваемости, асоциальное поведение. В Центре используются тесты или небольшие вопросники, а также используется тест Е.А. Климова по пяти типам профессий: «Человек - техника», «Человек - человек», «Человек - природа», «Человек - знаковая система», «Человек - художественный образ».

Воспитательная составляющая

Реабилитация несовершеннолетних является комплексной, но в значительной степени педагогической (воспитательной) деятельностью. Для реализации воспитательного компонента реабилитационной работы с несовершеннолетними, злоупотребляющими психоактивными веществами, в Центре используются такие инструменты воздействия, как:
  • приобщение несовершеннолетних к труду, учебе, творческой деятельности, спорту;
  • поэтапная адаптация в условиях реабилитационного учреждения;
  • контроль за поведением, овладением трудовыми технологиями, успехами в учебе;
  • нормативная организация досуга, формирование гармонически развитой нормативной личности;
  • помощь в восстановлении нормативных семейных отношений и социальных связей;
  • помощь в решении социально-бытовых проблем.
Приобщение несовершеннолетних к труду (трудотерапия) - неотъемлемая часть жизни в Центре, включает в себя ежедневную работу по поддержанию чистоты и порядка в Центре и прилегающей к нему территории (уборка спальных комнат, учебных кабинетов, тренажерного зала, столовой и др. помещений). На территории Центра имеется сад и огород, участники программы обрабатывают почву, выращивают овощи, ягоды, собирают и перерабатывают урожай. Ежедневная работа на улице предусматривает: весной и летом – работу в саду и огороде, осенью и зимой – уборку территории от мусора, снега, льда.

Для реализации творческой деятельности подростков в Центре имеются различные виды кружков и спортивных секций: рукоделие, кулинария, оригами, выжигание, авиамоделирование, обучение компьютерным навыкам, резьбе по дереву, игре на гитаре, синтезаторе, спортивные секции тенниса, волейбола, баскетбола, коньки, лыжи.

Важной составляющей воспитательного компонента является разработанная в Центре Программа воспитания ГБУ Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, целью которой является формирование гармонически развитой нормативной личности.

Программа включает в себя праздничные тематические вечера, КВН, конкурсы, викторины; экскурсии в музеи и кинотеатры г.Уфы, походы, спортивные мероприятия и многое другое. С целью создания позитивной эмоциональной атмосферы в коллективе воспитанников проводятся совместные досуговые мероприятия, такие как:
  • празднования дней рождения,
  • выезды на спортивные соревнования в качестве болельщиков,
  • выезды на природу в летнее и зимнее время года.
Актуальным для Центра является научно доказанный факт, что рационально организованная двигательная активность в образовательном про-цессе позволяет снять перенапряжение и переутомление, повышает работоспособность, способствует повышению учебной мотивации и мотивации на реабилитацию, влияет на механизмы неспецифического иммунитета. Кроме того, важным является и тот факт, что занятия физкультурой и спортом позволяют воспитывать и развивать в подростках чувство собственного достоинства, силу воли, дисциплинированность, улучшить межличностные отношения. Занятия спортом становятся для воспитанников одной из форм проведения досуга. Радость спортивных побед и достижений - одна из альтернатив получению удовольствия от ПАВ.
Спортивно-оздоровительные мероприятия Центра включают:
  • ежедневную утреннюю гимнастику;
  • уроки физкультуры;
  • занятия по лечебной физкультуре;
  • занятия в тренажерном зале;
  • спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол, русская лапта, городки);
  • проведение различных спортивных праздников и турниров.
Общее количество времени, отводимого на занятия физкультурой и спортом, 12 часов в неделю.

Процедура окончания реабилитации

Каждый участник программы имеет возможность закончить реабилитацию, исходя из своих индивидуальных особенностей. При принятии решения о завершении реабилитации, участник программы информирует о своем решении Совет Центра. На заседании Совета Центра устанавливается дата окончания реабилитации, а так же выдвигаются условия, которые должны быть предварительно выполнены.

Ведущий психолог диагностирует результативность прохождения участником программы реабилитации, а ее эффективность обсуждается специалистами Центра.

Численность реабилитантов за период 31.01.2012 – 22.06. 2015 года

За период существования центра, реабилитацию прошли около 400 несо-вершеннолетних из городов и районов Республики Башкортостан, из них повторно – 31 (7,8%).

№ п/п Города и районы РБКол-во детей
1. Абзелиловский р-н2
2. Альшеевский р-н2
3. Архангельский р-н5
4. Аургазинский р-н3
5. Белебеевский р-н7
6. Благоварский р-н5
7. Буздякский р-н3
8. Бураевкий р-н2
9. Бурзянский р-н2
10. г. Агидель1
11. г. Баймак7
12. г. Белорецк12
13. г. Бирск9
14. г. Благовещенск6
15. г. Давлеканово6
16. г. Дюртюли4
17. г. Ишимбай16
18. г. Мелеуз13
19. г. Нефтекамск3
20. г. Октябрьский16
21. г. Салават15
22. г. Сибай2
23. г. Стерлитамак9
24. г. Туймазы13
25. г. Уфа51
26. г. Янаул1
27. Гафурийский р-н7
28. Дуванский р-н6
29. Дюртюлинский р-н3
30. Зилаирский р-н1
31. Илишевский р-н4
32. Калтасинский р-н2
33. Кармаскалинский р-н93
34. Кигинский р-н3
35. Мишкинский р-н5
36. Нуримановский р-н3
37. Салаватский р-н7
38. Стерлибашевский р-н1
39. Стерлитамакский р-н2
40. Уфимский р-н22
41. Чекмагушевский р-н3
42. Чишминский р-н1
ИТОГО 375

Социальный паспорт несовершеннолетних

Мальчики258
Девочки117
Дети из детских домов63
Опекаемые дети46
Из неполных семей 169
Из многодетных семей 90
Из малообеспеченных семей235
Из неблагополучных семей 135

Причины обращения

Употребление токсических веществ126
Употребление спиртных напитков92
Употребление наркотических веществ59
Уклонение от учебы247
Бродяжничество127
Нарушение детско-родительских отношений, уходы из дома218
Нарушение поведения (агрессивное поведение)225
Трудная жизненная ситуация (родители зло-употребляют алкоголем, не работают)198
Воровство 84

1. Наибольшую долю реабилитантов составляют дети из малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей.

2. Основными причинами обращения являются: нарушение поведения (агрессивное поведение), уклонение от учебы, нарушение внутрисемейных отношений, уходы из дома, бродяжничество, трудная жизненная ситуация, курение, злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами.

3. Несовершеннолетние поступают из городов и районов РБ. Лидирующее положение по числу поступающих и прошедших реабилитацию занимают Уфимский район и г. Уфа, Кармаскалинский район, г. Ишимбай, г. Октябрьский, г. Салават, г.Мелеуз, г. Туймазы, г.Белорецк.