Государственное бюджетное учреждение Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками, действует с 31 января 2012 года.
Центр является государственным учреждением в системе образования Республики Башкортостан и создан для оказания помощи детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации. В Центр принимаются несовершеннолетние в возрасте от 12 до 18 лет, нуждающиеся в психолого-медико-педагогической и медико-социальной реабилитации. Процесс реабилитации в Центре длится от 45 дней. Центр рассчитан на 25 человек. |
В центре работают 3 психолога, социальный педагог, 5 воспитателей, 2 педагога дополнительного образования, инструктор по физической культуре, методист, врач- педиатр, врач-психиатр, дневная медсестра, медсестра по лечебному массажу и 15 человек техперсонала.
В центре имеются 3 учебных кабинета, 5спальных комнат, 2 кабинета психолога, 1 кабинет социального педагога, тренажерный зал, кабинет психологической разгрузки, актовый зал, медицинский кабинет, изолятор, столовая, пришкольный участок.
Центр оснащен видеокамерой, копировальной техникой, цифровым фотоаппаратом, теле-видео-аудио техникой различных модификаций. В Центре организовано пятиразовое питание, в ежедневный рацион которого входят свежие фрукты и овощи. |
Основная цель деятельности Центра комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная реабилитация несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, страдающих наркоманией и токсикоманией.
|
Центр строит свою реабилитационную работу по принципу «терапевтического сообщества», т.е. на принципе добровольного соблюдения участниками программы строгого режима и безусловного принятия всех правил распорядка и норм поведения. Основными ценностями Центра являются добро, доверие, ответственность и безопасность. Реабилитационная среда – это атмосфера доверия, открытости и добра с одной стороны и четкие правила и роли для всех членов сообщества (сотрудников и реабилитантов) с другой стороны. Неотъемлемыми составлявляющими реабилитационной среды являются ежедневные собрания реабилитантов (дневной и вечерний круги), правила и принципы терапевтического сообщества. Весь курс реабилитации делится на этапы. Программа центра предусматривает 6 этапов реабилитационного процесса. Начиная со второго этапа за каждым воспитанником закрепляются функциональные обязанности, которые позволяют усвоить необходимые социальные навыки и обеспечивать жизнедеятельность терапевтического сообщества.
Цели, задачи и результаты программы на каждом этапе:
1 этап. Гость.
Продолжительность этапа 1 неделя.
Цели:
Задачи:
2.принятия обратной связи от окружающих. 3.нахождения позитивных качеств в других людях. 4.принятия решения. |
Результаты:
На этапе «гостя» подросток включается в учебно-трудовую деятельность, строит отношения с участниками программы, присматривается к жизни Центра и определяется в принятии решения о включении в программу.
2 этап. Новичок
Продолжительность этапа: 2 недели.
Цели:
Задачи:
|
Результаты:
На данном этапе участники программы формируют жизненные навыки, учатся продуктивно коммуницировать, рефлексировать и управлять своими эмоциями.
3 этап. Житель дома
Продолжительность этапа: 2 недели.
Цели:
Задачи:
На этом этапе участники программы обучаются различным социальным навыкам, умению отказываться от предложения употребления ПАВ, способности отстаивать свою позицию, персональные психологические границы и поддерживать дружеские связи.
4 этап. Опекун
Продолжительность этапа: 2 недели
|
Задачи:
- развитие умений и навыков;
- оказания помощи;
- адекватного восприятия обратной связи, как положительной, так и отрицательной;
- организации и управления;
- тесного сотрудничества с психологами и воспитателями в вопросах организации внутренней жизни и порядка Центра;
- помощи новичкам в формировании мотивации на реабилитацию;
- осознания возможных решений проблем в семейных отношениях;
- самоподдержки и взаимоподдержки.
Результаты:
На данном этапе участники программы являются уже носителями здорового жизненного стиля, высоко-функциональных стратегий поведения и личностных ресурсов. Они ответственны, самостоятельны и готовы оказывать поддержку.
5 этап. Выпускник
Продолжительность этапа: 1 неделя.
Цели:
Задачи:
|
На этапе «выпускника» у участников программы уже практически сформирована приемлемая система ценностей и навыки и умения использовать альтернативные ПАВ способы получения радости и удовольствия, осознанное понимание имеющихся личностных ресурсов, стратегий поведения по выходу из программы.
Во время пребывания в Центре участник программы обязуется соблюдать:
1.Принцип «ответственности за безопасность реабилитационной среды»:
| |
2.Принцип сексуальной абстиненции.
|
6. Принцип активности.
|
Диагностирование психического уровня развития и отклонения в поведении ребенка. Проведение индивидуальных и групповых занятий с психологом, релаксация, арт-терапия, тренинги, сказкотерапия и др. Осуществление психокоррекционной и психопрофилактической работы с детьми Центра. По обращениям родителей (законных представителей), ано-нимное консультирование детей с целью снятия стресса и психологического диагностирования. Психологический компонент программы содержит разные способы интервенции и влияния на реабилитанта. Только разноплановая, индивидуально распланированная работа может обеспечить ожидаемый результат. К значимым психологическим компонентам программы относятся следующие мероприятия. |
«Круг» (собрание участников реабилитации).
На нем обсуждаются все текущие проблемы, решаются организационные вопросы, разбираются претензии участников программы друг к другу и конфликты, даётся обратная связь. «Круг» (утренний, дневной и вечерний) проводятся ежедневно совместно психологами и воспитателями и учат детей выражать свои чувства и мысли, конструктивно решать конфликты, планировать время. Такое собрание создает чувство единения со всем сообществом.
Малая группа. Это одна из форм групповой психокоррекционной работы. Каждый психолог ведет свою малую группу. Число участников – от 5 до 10 человек. Малая группа работает по программе, а так же отзывается на актуальные потребности группы. Программа занятий малых групп содержит такие темы, как: зависимость, самовыражение, профилактика срывов, умения конструктивной коммуникации, умения поддерживать отношения, оказывать и принимать помощь и т.п. |
Тренинги. Развивают у участников программы навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе, формируют способность конструктивного общения с социальным окружением.
Индивидуальные консультации. Психолог проводит индивидуальные консультации с участниками программы своей группы не мене 2-х раз в неделю на 2 начальных этапах, и 1 раз в неделю на последующих этапах. Одна из основных трудностей проведения индивидуальных занятий – это отсутствие мотивации на их посещение, установочное негативное отношение к взрослому. В связи с этим, на начальном этапе работы с подростком устанавливается контакт, заполняется его история жизни, делается все, чтобы выстроить доверительные отношения и сформировать интерес к своей личности и создавшейся жизненной ситуации. И только после этого, вместе с подростком вырабатывается индивидуальный план реабилитации, где описываются его основные трудности и способы их решения. Только после того, как у ребенка с психологом возникнут доверительные отношения, после того, как он сам осознает пользу от индивидуальных занятий, подросток начинает испытывать потребность в общении с психологом и можно работать над решением поставленных задач. |
Медицинская помощь программы включает:
|
Образовательный процесс осуществляется через вариационные, индивидуально подобранные программы, разработанные и реализуемые Центром на основе базовых программ общеобразовательной школы в зависимости от психосоматического состояния воспитанника. Начальные этапы коррекции проводятся в форме индивидуальных занятий.
Несовершеннолетние, включаемые в программу реабилитации, имеют не только стойкую социальную, но и школьную дезадаптацию. Это факты академической неуспеваемости, асоциальное поведение. В Центре используются тесты или небольшие вопросники, а также используется тест Е.А. Климова по пяти типам профессий: «Человек - техника», «Человек - человек», «Человек - природа», «Человек - знаковая система», «Человек - художественный образ». |
Реабилитация несовершеннолетних является комплексной, но в значительной степени педагогической (воспитательной) деятельностью. Для реализации воспитательного компонента реабилитационной работы с несовершеннолетними, злоупотребляющими психоактивными веществами, в Центре используются такие инструменты воздействия, как:
| Приобщение несовершеннолетних к труду (трудотерапия) - неотъемлемая часть жизни в Центре, включает в себя ежедневную работу по поддержанию чистоты и порядка в Центре и прилегающей к нему территории (уборка спальных комнат, учебных кабинетов, тренажерного зала, столовой и др. помещений). На территории Центра имеется сад и огород, участники программы обрабатывают почву, выращивают овощи, ягоды, собирают и перерабатывают урожай. Ежедневная работа на улице предусматривает: весной и летом – работу в саду и огороде, осенью и зимой – уборку территории от мусора, снега, льда.
Для реализации творческой деятельности подростков в Центре имеются различные виды кружков и спортивных секций: рукоделие, кулинария, оригами, выжигание, авиамоделирование, обучение компьютерным навыкам, резьбе по дереву, игре на гитаре, синтезаторе, спортивные секции тенниса, волейбола, баскетбола, коньки, лыжи. |
Важной составляющей воспитательного компонента является разработанная в Центре Программа воспитания ГБУ Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, целью которой является формирование гармонически развитой нормативной личности.
Программа включает в себя праздничные тематические вечера, КВН, конкурсы, викторины; экскурсии в музеи и кинотеатры г.Уфы, походы, спортивные мероприятия и многое другое. С целью создания позитивной эмоциональной атмосферы в коллективе воспитанников проводятся совместные досуговые мероприятия, такие как:
| |
Спортивно-оздоровительные мероприятия Центра включают:
|
Каждый участник программы имеет возможность закончить реабилитацию, исходя из своих индивидуальных особенностей. При принятии решения о завершении реабилитации, участник программы информирует о своем решении Совет Центра. На заседании Совета Центра устанавливается дата окончания реабилитации, а так же выдвигаются условия, которые должны быть предварительно выполнены.
Ведущий психолог диагностирует результативность прохождения участником программы реабилитации, а ее эффективность обсуждается специалистами Центра. |
За период существования центра, реабилитацию прошли около 400 несо-вершеннолетних из городов и районов Республики Башкортостан, из них повторно – 31 (7,8%).
№ п/п | Города и районы РБ | Кол-во детей |
1. | Абзелиловский р-н | 2 |
2. | Альшеевский р-н | 2 |
3. | Архангельский р-н | 5 |
4. | Аургазинский р-н | 3 |
5. | Белебеевский р-н | 7 |
6. | Благоварский р-н | 5 |
7. | Буздякский р-н | 3 |
8. | Бураевкий р-н | 2 |
9. | Бурзянский р-н | 2 |
10. | г. Агидель | 1 |
11. | г. Баймак | 7 |
12. | г. Белорецк | 12 |
13. | г. Бирск | 9 |
14. | г. Благовещенск | 6 |
15. | г. Давлеканово | 6 |
16. | г. Дюртюли | 4 |
17. | г. Ишимбай | 16 |
18. | г. Мелеуз | 13 |
19. | г. Нефтекамск | 3 |
20. | г. Октябрьский | 16 |
21. | г. Салават | 15 |
22. | г. Сибай | 2 |
23. | г. Стерлитамак | 9 |
24. | г. Туймазы | 13 |
25. | г. Уфа | 51 |
26. | г. Янаул | 1 |
27. | Гафурийский р-н | 7 |
28. | Дуванский р-н | 6 |
29. | Дюртюлинский р-н | 3 |
30. | Зилаирский р-н | 1 |
31. | Илишевский р-н | 4 |
32. | Калтасинский р-н | 2 |
33. | Кармаскалинский р-н | 93 |
34. | Кигинский р-н | 3 |
35. | Мишкинский р-н | 5 |
36. | Нуримановский р-н | 3 |
37. | Салаватский р-н | 7 |
38. | Стерлибашевский р-н | 1 |
39. | Стерлитамакский р-н | 2 |
40. | Уфимский р-н | 22 |
41. | Чекмагушевский р-н | 3 |
42. | Чишминский р-н | 1 |
ИТОГО | 375 |
Мальчики | 258 |
Девочки | 117 |
Дети из детских домов | 63 |
Опекаемые дети | 46 |
Из неполных семей | 169 |
Из многодетных семей | 90 |
Из малообеспеченных семей | 235 |
Из неблагополучных семей | 135 |
Употребление токсических веществ | 126 |
Употребление спиртных напитков | 92 |
Употребление наркотических веществ | 59 |
Уклонение от учебы | 247 |
Бродяжничество | 127 |
Нарушение детско-родительских отношений, уходы из дома | 218 |
Нарушение поведения (агрессивное поведение) | 225 |
Трудная жизненная ситуация (родители зло-употребляют алкоголем, не работают) | 198 |
Воровство | 84 |
1. Наибольшую долю реабилитантов составляют дети из малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей.
2. Основными причинами обращения являются: нарушение поведения (агрессивное поведение), уклонение от учебы, нарушение внутрисемейных отношений, уходы из дома, бродяжничество, трудная жизненная ситуация, курение, злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами.
3. Несовершеннолетние поступают из городов и районов РБ. Лидирующее положение по числу поступающих и прошедших реабилитацию занимают Уфимский район и г. Уфа, Кармаскалинский район, г. Ишимбай, г. Октябрьский, г. Салават, г.Мелеуз, г. Туймазы, г.Белорецк.